Литература для конспектирования по курсу «Текстология»

 

Конспект – продукт самостоятельной работы обучающегося, отражающий основные идеи заслушанной лекции, сообщения и т. д.

Раздел 1 «Введение в проблематику курса. Из истории текстологии»

1) Для конспектирования предлагается научная работа:

Лихачев Д. С. Текстология: на материале рус. лит. X–XVII вв. / Д. С. Лихачев при участии А. А. Алексеева и А. Г. Боброва; РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — Кризис литературоведческой механистической текстологии. — С. 14-29. То же [Электронный ресурс]. – URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/textologia/0008.pdf .

Содержание конспекта должно включать в себя темы:

1.     А. Хаузман, Э. Хем, Е. Винавер о кризисе механистического метода критики текста.

2.     Понимание истории текста учеными-филологами в кон. XVIII-сер. XIX вв.

3.     Метод определения генеалогии списков по «общим ошибкам» Карла Лахмана.

4.     Теория «сходных мест» Кентона.

5.     Критика метода Карла Лахмана Шарлем Бедье.

6.     Апология метода Карла Лахмана А. Кастеллани.

7.     Критика метода «общих ошибок» Д. Лихачевым.

8.     Критика метода «общих ошибок» Дж. Паскуали.

9.     Критика метода «общих ошибок» Р. П. Дмитриевой.

 

Раздел 2 «Понятия «текст», «история текста», «критика текста». Текстологическая эвристика»

1) Для конспектирования предлагается научная работа:

Лихачев Д. С. Текстология: на материале рус. лит. X–XVII вв. / Д. С. Лихачев при участии А. А. Алексеева и А. Г. Боброва; РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — Из гл. Основные понятия истории текста. — С. 132-150. То же [Электронный ресурс]. – URL: https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/nauka/literatura/1837/1841/ .

Содержание конспекта должно включать в себя темы:

1.     Текст.

2.     Произведение.

3.     Рукопись, список, автограф.

4.     Черновик, беловик.

5.     Копия.

6.     Редакции.

7.     Извод.

8.     Архетип.

9.     Протограф.

10.  Авторский текст.

11.  Замысел и воля автора.

 

Раздел 3 «Палеография. Кодикология. Научное описание рукописей»

1) Для конспектирования предлагается научная работа:

Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени / С. А. Рейсер. - Москва : Просвещение, 1970. – Графика. – С. 59-100. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://lib4all.ru/base/B2465/B2465Content.php .

Содержание конспекта должно включать в себя темы:

1.     Почерк.

2.     Проблемы почерка.

3.     Почерк и характер.

4.     Графология.

5.     Русская графика.

6.     Дукт.

7.     Из истории русской графики.

8.     Графическая (почерковедческая) экспертиза.

 

Раздел 6 «История текста и критика текста, творческая история»

1) Для конспектирования предлагается научная работа:

Винокур Г. О. критика поэтического текста / Г. О. Винокур. – Москва: ГАХН, 1927. Критика текста. – Конъектура. – С. 61-84. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Vinokur_G.O._Kritika_poeticheskogo_teksta_1927.pdf .

Содержание конспекта должно включать в себя темы:

Проблема критического анализа текста (по Шлейермахеру).

«Второй момент» критического анализа текста.

«Третий момент» критического анализа текста.

Обоснование понятия «критика текста». Отличие критики текста от литературной критики.

Отличие критического издания от специального сочинения.

Значение «отрицательной оценки» в текстуальной критике.

Обоснование возможности «гипотетические построения» - конъектуры – в рамках критики текста.

Отличие конъектуры от документального чтения.

Какое значение вкладывает Г. О. Викокур в окказионализм «индивидуальная критика»?

Понимание индивидуальной манеры автора как необходимое условие для «гипотетических построений» - конъектур.

Примеры конъектур.

Примеры неоправданных конъектур.

 

Требования к оформлению конспекта:

допускаются записанный от руки или набранный на компьютере варианты;

конспект сопровождается полным наименованием статьи, оформленным по библиографическим требованиям;

конспект включает в себя пересказ отдельных положений своими словами и прямое цитирование;

допускается сокращение отдельных терминов и сочетаний с предварительным пояснением (например, КТ – критика текста).

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» — раскрыто содержание всех вопросов; каждый вопрос подробно проработан; сочетаются разные способы передачи основных положений исходного текста (пересказ и прямое цитирование), изложение последовательное, логичное.

«не зачтено» — содержание конспекта представляет собой перечень кратких цитат, отражающих те или иные вопросы; подробно освещено менее половины вопросов; представлен только пересказ отдельных положений; отсутствует логика, последовательность изложения; неаккуратное оформление; наличие большого количества орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок.